Первичная обработка в Lightroom
Первичная обработка в Lightroom

Первичная обработка в Lightroom

В этой статье затрону тему "первичной обработки фотографий в Lightroom" - для чего она нужна (а на деле просто необходима), как работает, что от неё ждать, а чего ждать не стоит.

Для самых нетерпеливых сразу могу срезюмировать:

  • это устранение явных (и устранимых) косяков, кадрирование, коррекция цветов, светлот, баланса белого и т.д.
  • правильнее называть это было бы "конвертацией" а не обработкой

Ну а теперь подробнее. Вы нажали на кнопку "спуск" и сфотографировали кадр. Что бы получить готовую фотографию есть два пути:

  1. Светотеневой рисунок сцены проецируется объективом на матрицу фотоаппарата, и в момент нажатия на кнопку матрица делает "слепок" этого рисунка. Далее по заранее заложенной производителем в фотоаппарат программе этот "слепок" конвертируется самим фотоаппаратом, учитывая то какой вы там профиль выбрали, предпочтения и прочие настройки, в готовый файл JPEG. Всё! Готово. Файл можно выкладывать в соцсети или пересылать друзьям в ватсап. Очень быстро, очень удобно, без лишних телодвижений, без заморочек с программами и навыками работы в них и вообще с графикой и фото. Щёлк -и фотоаппарат уже сделал готовый файл. Очень удобно для пользователя. Но с другой стороны: каждый кадр - это разные условия съёмки, разный объект, по разному размещён, разная композиция, разный фон, разное освещение, разные рефлексы, и ещё куча всего разного, что иметь на все эти мириады условий съёмки кадра нереально иметь даже 10 шаблонов, не то что один.  Но пользователю для инстаграмма сойдёт. Да что там шаблон обработки зеркальной фотокамеры сойдёт. Большинство пользователей даже шаблон обработки камеры в смартфоне устраивает ) Но мы то парни привередливые, мы не пользователи, мы - Операторы Фотографической Установки ) поэтому мы выбираем другой путь:
  2. Точно так же делаем кадр, но не позволяем фотоаппарату со "слепком матрицы" ничего делать. В таком нетронутом виде забираем этот "сырец" в формате raw файла который весит раз в 10 больше и открывается только в специальных программах конверторах и уже работаем не с тем что там фотоаппарат нахимичил, а с тем что "матрица увидела". Только вот при отображении камера отдаёт настройки и сырец отображается так как камера БЫ ЕГО ХОТЕЛА ОБРАБОТАТЬ но не обработала, а только показывает текущий слепок с текущими настройками, которые мы можем сами сменить, как то будет лучше с точки зрения фотографа. Очень грубо говоря и приводя примитивную аналогию, в первом случае Пользователь захотел купить машину и ему дали готовую машину но очень усреднённую и сделанную по некому общему шаблону, а во втором случае - Инженеру дали ключ от склада миллионов деталей и чертежей по которым можно собрать любую машину. И вот я сам ручками кручу в Лайтруме все настройки фотографии чтобы, убрать косяки, выделить достоинства, или привести её к такому виду чтобы вести дальнейшую уже более глубокую обработку в Фотошопе (но об этом в следующей статье).

ВСЕ мои фотографии проходят обязательную "проявку" - конвертирование в Лайтруме с первичной обработкой. Делаю я это по двум причинам:

  • Во-первых фотографию нужно правильно откадрировать, чтобы влезло всё что нужно, отсечь всё ненужное, и гармонично расположить все объекты в кадре. Откорректировать уровни светлот всех элементов кадра. где надо осветлить, где надо наоборот прибрать. Скорректировать цвета в кадре. может быть что то убавить. настроить баланс белого. Не обязательно сделать его верным, возможно наоборот добавить тёплого, для подчёркивания сцены, или напротив - холодного чтобы ярче обозначить утро.  Если вылезут шумы, что то сделать с ними. И так далее.
  • Во-вторых фотографирование в Мармарисе имеет свои особенности: как и везде на юге - это яркое солнце. И в большинстве случаев люди фотографируемые на залитом ярким солнцем фоне сами находятся в тени (ну не на солнцепёке же) или имеют жестки тени от носа или бровей на лице, или фотография "напротив солнца" потому, что с солнцем прямо в глаза - такую яркость люди не выдерживают и начинают невольно щЮрится и зажмуриваться. А значит мы имеем 2 проблемы:
  1. имеем очень большую вероятность что сверкающие на солнце белые предметы или стены будут просто "выбиты" пересветом и вместо белой кепки получится белая дырка. Для этого в настройках фотокамеры выставляем недоэкспонирование чтобы снимок был тёмным. Так самые яркие места не будут испорчены "клиппингом"
  2. снимок и без того получается тёмным, а люди в тени или детали в тени будут совсем чёрными. Значит всё это надо сильно осветлять, и смотреть насколько много вылезло шумов, чтобы шумы тоже прибирать в этих местах.

Как видите - если доверить это камере - сама она с этим никак не справится. Поэтому первичная обработка в Лайтруме - это очень важно, Вот именно поэтому у меня даже в пределах одной фотосессии не удаётся выдержать единый стиль, потому что уж очень разные условия съёмки,не то что все фото штамповать одним заводским пресетом

А теперь примеры:

фотосет в мармарисе

Это то как "увидела камера". И если бы я фоткал сразу в JPEG или не проводил первичную обработку в Лайтрум получалось бы вот так.

Как видите - экспозиция настраивалась по самому яркому месту на кадре - крышка белого фонарика. Соответственно, всё что в тени - очень темно и надо "вытаскивать".

А вот это уже обработанный вариант: освещение стало равномерным, откадрировано с отсечением ненужных лишних фрагментов стен и пола. Общий цвет стал более тёплым.

а вот так всё жёстко и некрасиво бы выглядело, если бы мы доверили всё камере и указали бы ей чтобы она подняла уровень светлоты лица. Как видите камера может только либо недолёт либо перелёт. Обработка и проявка в лайтруме - тонкий и очень нужный инструмент.

Здесь всё так же. Тёмная сцена. Нафик не нужен фонарь в углу и щит электросчётчика в кадре.

Главный объект съёмки подчёркнут мягким светом и убраны ненужные детали из кадра

Самое главное не доводить это до абсурда, когда лицо неествественно светится, а вокруг тёмный фон, только потому что объект "нужно было высветлить". Всё должно быть гармонично и в пределах реалистичности. И каждый кадр требует своих индивидуальных настроек при конвертации.

Дальше вы и сами будете подмечать разницу.

Это всё - первичная обработка в Лайтруме. Она помогает убрать косяки (если они кончено убираются а то бывает и полный брак) и гармонично откадрировать. - т.е. отсечь всё лишнее и вредное. Такая обработка уберёт самые грубые недостатки кадров фотосесси Это она может. Но вот для продолжения добавления красоты, гламура и прочей ретуши нужна уже более глубока, кропотливая и трудоёмкая обработка фотографий в фотошопе, о чём наша следующая статья с примерами с той же фотосессии